Как важно быть услышанным
« НазадКак важно, чтобы кто-то мог услышать,
Не краем уха … Сердцем и душой!
Чтоб кто-то мог хорошее увидеть,
Что есть внутри, не то, что есть с собой!
Не хочется менять наборы масок,
И роли по сценарию играть!
Наслушавшись красивых, лживых сказок,
Сложней добром на злобу отвечать …
«Дочь-подросток не чувствует эмоциональной поддержки, внимания, нет дружеских взаимоотношений. Отношение матери к себе, дочь определяет как эмоциональное отгораживание…» - два предложения, коротких, но говорящих о многом.
Для каждого человека, особенно подроста, остро переживающего все события, зачастую не уверенного в себе, эти слова - крик. Крик о помощи чтобы его услышали, постарались почувствовать переживания самые близкие люди – родители.
В своей работе педагог – психолог ОГКУСО «Центр социальной помощи семье и детям «Радуга» Братского района» Тарасова Л.Н. использует арт-терапевтические приемы, семейное и индивидуальное консультирование.
Подросток 10 лет в своем рисунке «проговаривает» просьбу к маме не забирать телефон. Маме рекомендовано составить поведенческий договор, при котором определить совместно с сыном время пользования гаджетом, время и качество выполнения уроков.
Конфликт между сиблингами удалось решить используя арт-терапевтическое упражнение «Мое настроение». Девочка – подросток считала, что мама к младшему брату относится снисходительнее, много ему прощает. Злилась, шла на открытый конфликт с мамой, но не могла объяснить ей свою позицию. В ходе занятия мама и дочь услышали друг друга.
Для ребенка страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо, и, даже когда он очень устал, но его не слышат. Первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Для решения этой проблемы используются в работе с родителями технологии «Я-сообщение» и «Активное слушание», оформленные в виде памяток с практическими примерами. Родителям в ходе консультации предлагается выбрать конкретную ситуацию и на практике ее проработать.
Очень приятно видеть на лицах клиентов улыбки, когда «их ситуация» услышана, принята и оказана помощь в ее решении.